Саморегулируемая организация Ассоциация Экспертно-аналитический центр проектировщиков «Проектный портал»
г. Москва, ул. Дербеневская наб., д. 11Б, этаж 13 СРО-П-019-26082009
Заказать звонок 8 800 500-41-26 +7 495 660-39-62 info@sroprp.ru

Главгосэкспертиза подтверждает – можно строить особо опасные объекты, опираясь на заключения… «негосников»

Публикации о деятельности негосэкспертизы всегда вызывают среди наших читателей живой отклик. Оно и понятно, ведь качество проектной документации и экспертных заключений имеет самое непосредственно отношение к главным задачам всей системы строительного саморегулирования – безопасности и качеству.

Недавно мы опубликовали тревожное письмо от эксперта, профессионального инженера-строителя из нефтегазовой отрасли. Автор обращал внимание на тот факт, что внедрение цифровых новинок, в частности, ЕГРЗ (Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства) фактически позволяет строить особо опасные объекты без заключения Главгосэкспертизы. И вот на редакционную почту пришло продолжение материала. На сей раз с ответом из главного экспертного ведомства страны.

***

В письме (с ним можно ознакомиться по ссылке внизу – ред.) за подписью заместителя начальника Главгосэкспертизы России Натальи Богомоловой изложена официальная позиция ведомства по включению в ЕГРЗ сведений о заключениях негосэкпертизы в отношении особо опасных, технически сложных и иных объектов, подлежащих исключительно государственной экспертизе.

В соответствии с частью 7.1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, не допускается выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в ЕГРЗ, за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, содержат сведения, составляющие государственную тайну. Иных оснований, ограничивающих возможность включения в ЕГРЗ сведений о заключениях экспертизы, Градкодексом не предусмотрено.

В соответствии с частью 3 статьи 50.1 ГрК, структура и состав сведений ЕГРЗ, а также требования к порядку и срокам включения в него сведений о заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее – экспертиза), определены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2017 года № 878 «О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145» (далее – Правила формирования ЕГРЗ).

В соответствии с пунктом 16 Правил формирования, создание нового раздела осуществляется оператором ЕГРЗ на основании проекта раздела, сформированного экспертной организацией посредством государственной информационной системы «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» (далее – ГИС ЕГРЗ).

Согласно пункту 18 Правил формирования ЕГРЗ, включение в него сведений и документов осуществляется оператором не позднее рабочего дня, следующего за днём регистрации в ГИС ЕГРЗ проекта раздела, сформированного, в том числе, экспертной организацией, в соответствии Порядком ведения Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нём сведений и документов, утверждённого приказом Минстроя России от 26 марта 2018 года № 115/пр (далее –Порядок ведения ЕГРЗ).

При этом в случае формирования проекта раздела с нарушением Порядка ведения оператор ЕГРЗ в установленный в пункте 18 Правил формирования срок уведомляет лицо, сформировавшее проект раздела, о необходимости его доработки и повторной регистрации в ГИС ЕГРЗ (пункт 19 Правил формирования).

Одновременно, пунктом 21 Правил формирования ЕГРЗ установлено, что экспертные организации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность сведений и документов, включаемых в проект раздела, и их соответствие требованиям Правил формирования и Порядка ведения ЕГРЗ.

В соответствии с пунктом 21 Порядка ведения, оператор ЕГРЗ обеспечивает проведение проверки:

– зарегистрированного в ГИС ЕГРЗ проекта раздела на предмет наличия заключения экспертизы и соответствия сведений, включённых в этот проект раздела, данным заключения экспертизы;

– соблюдения требования, установленного пунктом 18 Порядка ведения, устанавливающего запрет на подготовку нескольких проектов разделов в отношении одного заключения экспертизы и их регистрацию в ГИС ЕГРЗ.

В заключении указано, что оператор ЕГРЗ не наделён полномочиями по контролю за выполнением экспертными организациями требований к составу, содержанию и оформлению заключений экспертизы, а также по проверке правомерности подготовки экспертными организациями заключений экспертизы в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий, подготовленных применительно к какому-либо объекту капитального строительства.

Таким образом, фактически Главгосэкспертиза подтвердила, что с согласия Минстроя России разрешает строить особо опасные объекты без своего положительного заключения!

После прошлой публикации на форуме ЗаНоСтрой.РФ неожиданно активизировалось много новых посетителей, который, все, как один стали заявлять, «вывсёврёте» и такого быть не может. В качестве ответа невольным или преднамеренным скептикам прикладываем небольшую выборку из данных, зарегистрированных в ЕГРЗ (особо опасные объекты). А именно – особо опасные объекты, заключения, на которые выданы негосэкспертизой. Эти материалы находятся в открытом доступе и ознакомиться с ними может каждый желающий.

ОТ РЕДАКЦИИ. Как говориться, комментарии излишни. Приглашаем всех читателей и профессионалов СРО-сообщества к продолжению разговора о деятельности организации негосэкспертизы. И о том, какое влияние этот фактор оказывает на безопасность российских объектов гражданского и промышленного строительства.