На сайте для размещения проектов нормативно-правовых актов выложен проект Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проект Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» был разработан силами Национального объединения изыскателей и проектировщиков, Союза архитекторов России и профильных вузов более 3-х лет назад. По замыслу авторов, актуализированный нормативно-правовой акт должен был способствовать повышению роли архитекторов, с повышением ответственности и полномочий инженерного корпуса. Однако в итоге оказалось, что в таком формате законопроект никому не нужен.
Далее из года в год профессиональное сообщество пыталось вновь и вновь донести до властей необходимость рассмотрения и принятия этого документа, тяжело преодолевая инерцию чиновников и откровенное противодействие со стороны крупных строительных холдингов. Последних, разумеется, не слишком радовали перспективы появления на стройплощадках по-настоящему квалифицированных ГИПов и ГАПов, специалистов, которые будут не просто выполнять любые хотелки заказчика, а займутся качественным авторским надзором и будут наделены широким рядом полномочий.
Как бы там ни было, но документ, после всех аппаратных препон, наконец, дошёл до стадии публичного обсуждения регулирующего воздействия. Стоит отметить, что в качестве разработчика почему-то указано исключительно Министерство строительства и ЖКХ РФ, без всяких отсылок на работу экспертов НОПРИЗ, Союза архитекторов и научных кругов. Необходим внимательный анализ текста со стороны квалифицированных специалистов, чтобы стало понятно – что в итоговом варианте осталось от версии проектного сообщества и что было полностью переписано силами Минстроя.
Как указано в сопроводительных документах, по результатам проведённого анализа правоприменительной практики Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» сделан вывод о недостаточности регулирования отношений, возникающих в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов.
Вместе с тем именно Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» определяет права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, заказчиков, подрядчиков, собственников архитектурных объектов.
Однако действующее правовое регулирование, предусмотренное Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», указанной сферы правоотношение применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным нормативным-правовым актам, в связи с чем в целях необходимости сохранения особенностей, установленных указанным Федеральным законом, а также в целях повышения роли главных архитекторов субъектов и муниципальных образований при осуществлении градостроительной деятельности, включая определение круга полномочий и пределов ответственности главных архитекторов субъектов и муниципальных образований при осуществлении ими архитектурной деятельности, необходима его актуализация.
По мнению разработчиков, ныне действующий Федеральный закон об архитектурной деятельности, не ориентирован на рыночную систему, ограничивает сферу услуг и профессиональной ответственности архитектора, регулирование деятельности архитекторов сведено к минимуму. В сопровождающей записке содержатся ссылки на международную практику в части регулирования деятельности архитекторов. В частности, порядок работы Федеральной палаты архитекторов Германии, палаты Свободной земли Саксония и саморегулируемым структурам, регламентирующим работу архитекторов в США.
Среди конкретных решений, предложенных в тексте документа, можно отметить следующее: «Архитектор, подготовивший архитектурные решения, вошедшие в состав градостроительного регламента, в том числе по результатам общественных обсуждений и публичных слушаний проекта правил землепользования и застройки, вправе принимать участие в архитектурно-строительном проектировании объектов капитального строительства, строящихся, реконструируемых в соответствии с такими архитектурными решениями».
Также вводится норма, чтобы при подготовке градостроительного регламента для исторических поселений предельные параметры разрешённого строительства или реконструкции предусматривали требования к архитектурным решениям, распространяющиеся на цветовые решения, стройматериалы, объёмно-пространственные и архитектурно-стилистические характеристики, влияющие на внешний облик объектов, композицию и силуэт застройки населённых пунктов. Применительно к иным территориям необходимость отражения в предельных параметрах требований к архитектурным решениям, согласно законопроекту, будет определяется главой местной администрации.