Большинство россиян привыкли к тому, что строительство — это мощная индустрия с большим количеством рабочих и серьезными финансовыми ресурсами. Да и выбирая себе новое жилье, многие граждане стараются отдать предпочтение крупной компании, давно существующей на рынке и построившей много объектов. Между тем в тени «гигантов» существует слой небольших компаний, решающих специфические задачи, зачастую просто не интересующие их «больших» коллег.
«Малый бизнес в строительстве, как правило, это малоэтажное домостроение, — рассказывает президент Ассоциации домостроительных SIР-технологий Сергей Цыгаменко. — Потому что большим монстрам это неинтересно: не тот масштаб, не тот размер, не те инвестиции, не та прибыль. Что касается малого бизнеса — это как раз нормальное совпадение… Для того, чтобы заняться этим видом бизнеса, нужны не миллионы долларов или евро. Чтобы организовать по нашей технологи SIР (технология быстровозводимых домов. — Ред.), условно говоря, домокомбинат, выпускающий 10 домов в месяц, достаточно всего лишь в районе 2,5 млн рублей — при условии, что арендованы производственные помещения».
По словам членов ассоциации, четыре работника цеха могут производить три дома в месяц. Чем не путь для снижения стоимости квадратного метра? Не говоря уже о том, что в развитых странах мира люди стараются жить в районах малоэтажной застройки, а не в кварталах-«муравейниках», которыми, как правило, обрастают российские мегаполисы.
При этом, будучи достаточно гибким, малый бизнес при необходимости может дать и немаленькие объемы. «В течение полугода одной компанией было построено 29 многоквартирных домов, то есть три микрорайона по программе переселения аварийного жилья в Тульской области», — приводит пример Сергей Цыгаменко.
Еще одна ниша в строительной сфере, в которой сегодня успешно работает малый бизнес, — производство бетона. «Самым ярким примером развития малого бизнеса является рынок товарного бетона, где есть переизбыток мощностей в шесть — семь раз. Там работают сверхмалые компании, которые могут “повесить замок” в дни, когда нет спроса на бетон», — рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании «Решение» Александр Батушанский.
По его словам, есть небольшие предприятия и среди поставщиков песка, однако в этой сфере очень высока стоимость «входного билета»: лицензия на разработку карьера обходится в сотни миллионов рублей.
Наконец, именно малый бизнес мог бы занять нишу разработки и производства современных инженерных систем — вентиляции, отопления, водоснабжения. На Западе уже давно строятся «интеллектуальные дома», в которых все вышеперечисленное управляется компьютером. Но для нас это пока экзотика. Как и успешные компании, работающие в этой сфере.
Гиганты доминируют
Одна из основных проблем — это спрос. На сегодняшний день покупатели приобретут все, что построят строители, говорили участники дискуссии. «Общественный контроль» тоже не раз писал о том, какое качество жилья зачастую ждет новоселов. Большинству покупателей явно не до «интеллектуальных домов». Проблемы со спросом испытывают и строители бюджетного сегмента. Доступность ипотеки — это, кажется, уже вечная тема в современной России. «Это должно быть так, как 5 — 6 лет назад, когда люди показывали паспорт и покупали автомобиль», — считает Сергей Цыгаменко.
Другая проблема — зависимость малого бизнеса от крупных компаний, которые покупают их продукцию. «Предприятия, которые встраиваются в цепочки (поставщиков — Ред.), — они имеют иногда формальные, иногда неформальные связи с руководством этих гигантов. Гиганты доминируют, они говорят, какое малое предприятие с ними будет работать», — констатирует директор Центра инновационного предпринимательства при Высшей школе экономики Александр Кайсаров. Цепочки же эти, как признают участники рынка, насквозь коррупционны: «откаты» практикуются в каждом их звене. Все это мало способствует эффективности бизнеса.
В условиях кризиса заказчики из числа крупных компаний ввели систему нулевых авансов, рассказал Александр Батушанский. «Что это значит в отсутствии дешевого кредита? Это значит, что вы работаете в минус», — объяснил он. Возросшие риски подрядчиков заставляют их поднимать цены. «В конечной цене, которая закладывается для того же застройщика, закладываются все риски. Есть риски того, что не заплатят, потому что всегда есть очередь из тех, кто доделает работу. В этом смысле от своих конкурентов не дождешься никакой взаимопомощи. Выстраивается неэффективная система», — констатирует эксперт.
Александр Батушанский указал и на проблему государственного регулирования. «Вы можете придумать какую-то суперстену, которая будет 10 см вместо метра, и никогда не получите разрешения на то, чтобы в стране такие стены строить, только если вы не компания, которая может потратить сотни миллионов долларов на то, чтобы это протащить», — привел он пример.
В итоге опрос малых предпринимателей России показывает, что инновационность не считается среди них успешной стратегией ведения бизнеса, в отличие от Европы, сетует Александр Кайсаров.
Мало что доходит
Казалось бы, в решении всех этих проблем малому бизнесу должно помочь государство. Тем более что на эти цели из бюджета выделяются реальные деньги. По подсчетам Александра Кайсарова, только в Петербурге на создание предпринимательской инфраструктуры, включая различные бизнес-инкубаторы, тратится 80 млн рублей в год. «Но эти инкубаторы, центры — они пустуют, — разводит руками эксперт. — Есть подозрение, что большинство программ, которые связаны с предпринимательской инфраструктурой, крайне неэффективны».
Собравшиеся согласились с этой мыслью. «До конечного предпринимателя, который должен эту поддержку ощутить, мало что доходит. А многие предприниматели даже не знают о том, что существует какая-то поддержка», — говорит генеральный директор группы компаний БАСС Андрей Булин. «Сегодня предприниматель, малый особенно, — этот тот человек, который в любой момент может быть взят, вытряхнут и брошен обратно. И он будет ждать, чтобы завтра к нему снова не пришли, — поделился бизнесмен наболевшим, после чего пришел к логичному выводу: — Нужен системный подход на уровне законодательства». Взамен строительный бизнес обещает создать комфортные условия жизни всем остальным — тем, у кого будет возможность купить продукт их труда.