нварь по традиции считается подходящим временем для подведения итогов и расстановки новых ориентиров. Пока огромная страна медленно приходит в обычный ритм после новогодних каникул, самое время спокойно оценить сделанное – чего удалось добиться, что не получилось, над чем ещё предстоит поработать.
Минувший 2016 год оказался непростым для российского проектного и изыскательского сообщества. Помимо того, что экономика ещё не вполне оправилась от кризиса, и резкое сокращение инвестиционных программ привело к пропорциональному сжатию спроса на проектные работы, немало головной боли российским инженерам подкинули законодатели.
Реформа СРО
Пожалуй, самым спорным «подарком», который подготовили российские законотворцы строителям, стала реформа системы саморегулирования в виде 372-ФЗ. В её основу были положены несколько принципов.
Во-первых, в документе прописано, что в СРО (саморегулируемой организации) должны состоять только подрядчики, заключившие договоры подряда непосредственно с самим заказчиком (в том числе государственным или муниципальным). То есть субподрядчики в СРО могут не состоять вообще. Это означает, что мелкие и средние строительные компании, если они хотят остаться на рынке, не имеют другого выхода, кроме как напрямую работать со своими более влиятельными коллегами-конкурентами.
Во-вторых, была декларирована регионализация СРО. Это означает, что компания, желающая получить допуск на выполнение работ, должна стать членом саморегулируемой организации по месту своей прописки. Если до недавних пор выдавать допуск имела право любая СРО, включённая в Единый реестр, то, с момента вступления закона в силу выбор у строителей сужается, а в некоторых регионах, где действует одно единственное партнёрство, его и вовсе не остаётся.
Наконец, в-третьих, строительные, проектные и изыскательские компании должны сформировать ещё один компенсационный фонд, который предназначен для обеспечения договорных обязательств. То есть, если какая-то фирма сорвёт контракт, то за неё доделать работы за свой счёт должны будут коллеги, входящие в ту же СРО.
Все эти на первый взгляд здравые и полезные предложения в реальности могут обернуться (и уже начали оборачиваться) большими проблемами для российского строительного комплекса. Например, регионализация может привести к сращиванию интересов местной власти с единственной СРО, а в итоге – к коррупции, когда неугодным строителям местные власти смогут без особых проблем перекрыть кислород. А система компенсации договорных обязательств даст нечистым на руку личностям возможность выкачать в свой карман компенсационные фонды саморегулируемых организаций.
Работа над ошибками
Не удивительно, что с первого же момента, как сведения о новой реформе стали известны, она встретила жёсткую критику в профессиональной среде. Специалисты строительного комплекса аргументированно указывали на недоработки законопроекта и просили экспертов Минстроя России внимательнее проработать предлагаемые правовые нормы. Отметим, что российским проектировщикам и изыскателям в этом смысле повезло больше, чем их коллегам-строителям. Впрочем, «повезло», наверное, не совсем правильное слово. Точнее было бы сказать, что инженеры, занимающиеся проектными и изыскательскими работами, проявили большую организованность и настойчивость. В итоге ряд поправок, которые были инициированы Национальным объединением проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ), вошли в финальную версию закона, принятого Госдумой.
Прежде всего, принцип получения допуска по региональному признаку не распространяется на проектные и изыскательские СРО. То есть, минстроевские чиновники были вынуждены прислушаться к мнению профессионалов и согласиться с тем, что проектный институт может, находясь в Санкт-Петербурге, разрабатывать проектную документацию для Владивостока. И наоборот.
В закон удалось ввести изначально отсутствовавшую в нём норму, разрешающую слияние двух СРО в одну. Также в новом законе декларировано размещение компенсационных фондов саморегулируемой организации на специальных банковских счетах, а также исключение их из конкурсной массы. То есть, даже в случае банкротства кредитной организации с денежками строителей будут разбираться отдельно. И шансы вернуть своё значительно возрастают.
Наконец, было услышано профессиональное сообщество и при рассмотрении вопроса о размере компенсационных фондов. Суммарный взнос в компфонд для организаций, выполняющих работы на сумму, не превышающую 60 миллионов рублей, составит 300 тысяч рублей (а не 500 тысяч, как прежде), при этом СРО имеют право пополнять второй компенсационный фонд за счёт средств, полученных от инвестирования средств компфонда возмещения вреда. Таким образом, СРО, добросовестно сохранившие свои средства, а также большинство членов СРО, которые сегодня имеют допуски до 60 миллионов рублей (таких около 85%), не должны будут вносить дополнительные средства в компенсационный фонд.
Кадры решают всё
Другой важный вопрос, стоящий на повестке дня – создание национального реестра специалистов строительной отрасли, куда должны войти, в частности, данные по главным инженерам и главным архитекторам проекта (ГИПам и ГАПам). По мнению чиновников Минстроя, в него должны войти около 130 тысяч специалистов такого уровня, чтобы технологические системы страны, и особенно её строительная отрасль, работали без проволочек.
Беда только в том, что такого количества высокопрофессиональных кадров (а ГИПы и ГАПы – это элита инженерного мира, без всяких кавычек) в России может просто не найтись. Например, союз архитекторов насчитывает 13 тысяч членов, некоторые из них уже не работают. Работающих в строительстве инженеров чуть больше. А ведь речь идёт не о том, чтобы наполнить списки, включая в них всех выпускников вуза, кто более-менее умеет держать в руках калькулятор и знает слово ГОСТ. Нужно ещё и следить за профессиональной квалификацией специалистов. По мнению координатора НОПРИЗ по СЗФО Александра Гримитлина, количество компетентных архитекторов и инженеров приближается к одной тысячи человек – то есть, не дотягивает даже до 1% от требуемого.
Прагматично настроенные эксперты предлагают внести изменение в закон, чтобы привести требование к числу специалистов в проектных, строительных и изыскательских СРО в соответствие с реальностью. Вместо того, чтобы заставлять строителей и проектировщиков «химичить» с документами и идти на нарушение закона ради красивой картинки в отчётах.
Тем временем специалисты комитета НОПРИЗ по технологическому проектированию объектов производственного назначения и транспортной инфраструктуры уже сформулировали обязанности ГИПа (42 обязанности) и по каждой обязанности определили требования к компетенции (70 компетенций), уровни компетенции, уровни самостоятельности и ответственности при её выполнении, а также разработали профиль ГИПа для оценки его компетенции. Иными словами, был написан некий канон, на который должно ориентироваться инженерное сообщество. В нём чётко прописано, за что и в каком объёме отвечает главный инженер проекта, что он должен знать и уметь на своей должности. Даже из приведённых цифр понятно, что случайных людей будут отсекать от профессии очень жёстко.
ГОСТ в законе
Ещё одно важное направление, которым из года в год занимается НОПРИЗ, – это техрегулирование, то есть разработка современных стандартов для строительной отрасли. Необходимость такой работы очевидна – нормативы, доставшиеся российским строителям от СССР, со временем устаревают, появляются новые технологии и материалы, активно идёт взаимодействие с деловыми партнёрами в дальнем зарубежье и на постсоветском пространстве.
На эти цели с 2010 года профессиональным сообществом было направлено более 800 миллионов рублей. На эти деньги были профинансированы труды по разработке большинства национальных стандартов и сводов правил, включённых в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; работы по разработке более 20 проектов межгосударственных строительных норм, которые будут обеспечивать соблюдение требований Технического регламента Евразийского экономического союза; работы по переводу и техническому редактированию всех 58 частей Еврокодов, разработан Терминологический словарь для национальных нормативных документов, реализующих Еврокоды. С воссозданием в 2013 году профильного федерального органа исполнительной власти – Минстроя России – эта работа получила дополнительное бюджетное финансирование.
В минувшем году в НОПРИЗ в инициативном порядке была разработана Концепция совершенствования технического нормирования и регулирования в строительной сфере. Причём, что существенно, прописаны в нём не только цели, задачи и благие пожелания, но и план мероприятий по их реализации. В июле документ был представлен на суд придирчивого профессионального сообщества, которое в целом его одобрило, однако, высказало немало замечаний и предложений, которые будут учтены в дальнейшей работе.
Эффект «одной крыши»
Помимо этих важнейших направлений, в Национальном объединении продолжили работать и над другими важными начинаниями. Среди них стоит выделить, например, продвижение типовых проектов, задача которых не сделать российскую застройку репликой хрущёвок, а дать инженерному сообществу лучшие образцы проектных решений. Чтобы ускорить и удешевить проектные и строительные работы, причём так, чтобы это не отразилось на их качестве для потребителя.
«В типовых проектах должны быть предусмотрены технические решения наиболее выигрышные по функциональным, техническим и экономическим показателям, позволяющие наиболее эффективно использовать капитальные вложения, широко применять индустриальные методы строительства», – считает глава НОПРИЗ Михаил Посохин.
Была продолжена работа над реестрами инновационных строительных материалов, импортозамещения и стандартов применения строительных материалов. Состоялся Всероссийский профессиональный конкурс на лучшие реализованные проекты, который по своему масштабу уже вышел на международный уровень. Среди лауреатов и победителей конкурса в этом году проектные коллективы из Армении, Казахстана, Беларуси.
А главное – НОПРИЗ вновь подвёл итоги состоявшегося два года назад объединения Национального объединения проектировщиков (НОП) и Национального объединения изыскателей (НОИЗ) под одной крышей. Вопреки мнению скептиков, которые говорили, что более состоятельные и сплочённые проектировщики задавят изыскателей, этого не случилось. Скорее наоборот, возник синергетический эффект о того, что представители единой профессии, которая до этого была искусственно разделена на две, теперь могут сообща защищать свои интересы.
нварь по традиции считается подходящим временем для подведения итогов и расстановки новых ориентиров. Пока огромная страна медленно приходит в обычный ритм после новогодних каникул, самое время спокойно оценить сделанное – чего удалось добиться, что не получилось, над чем ещё предстоит поработать.
Минувший 2016 год оказался непростым для российского проектного и изыскательского сообщества. Помимо того, что экономика ещё не вполне оправилась от кризиса, и резкое сокращение инвестиционных программ привело к пропорциональному сжатию спроса на проектные работы, немало головной боли российским инженерам подкинули законодатели.
Реформа СРО
Пожалуй, самым спорным «подарком», который подготовили российские законотворцы строителям, стала реформа системы саморегулирования в виде 372-ФЗ. В её основу были положены несколько принципов.
Во-первых, в документе прописано, что в СРО (саморегулируемой организации) должны состоять только подрядчики, заключившие договоры подряда непосредственно с самим заказчиком (в том числе государственным или муниципальным). То есть субподрядчики в СРО могут не состоять вообще. Это означает, что мелкие и средние строительные компании, если они хотят остаться на рынке, не имеют другого выхода, кроме как напрямую работать со своими более влиятельными коллегами-конкурентами.
Во-вторых, была декларирована регионализация СРО. Это означает, что компания, желающая получить допуск на выполнение работ, должна стать членом саморегулируемой организации по месту своей прописки. Если до недавних пор выдавать допуск имела право любая СРО, включённая в Единый реестр, то, с момента вступления закона в силу выбор у строителей сужается, а в некоторых регионах, где действует одно единственное партнёрство, его и вовсе не остаётся.
Наконец, в-третьих, строительные, проектные и изыскательские компании должны сформировать ещё один компенсационный фонд, который предназначен для обеспечения договорных обязательств. То есть, если какая-то фирма сорвёт контракт, то за неё доделать работы за свой счёт должны будут коллеги, входящие в ту же СРО.
Все эти на первый взгляд здравые и полезные предложения в реальности могут обернуться (и уже начали оборачиваться) большими проблемами для российского строительного комплекса. Например, регионализация может привести к сращиванию интересов местной власти с единственной СРО, а в итоге – к коррупции, когда неугодным строителям местные власти смогут без особых проблем перекрыть кислород. А система компенсации договорных обязательств даст нечистым на руку личностям возможность выкачать в свой карман компенсационные фонды саморегулируемых организаций.
Работа над ошибками
Не удивительно, что с первого же момента, как сведения о новой реформе стали известны, она встретила жёсткую критику в профессиональной среде. Специалисты строительного комплекса аргументированно указывали на недоработки законопроекта и просили экспертов Минстроя России внимательнее проработать предлагаемые правовые нормы. Отметим, что российским проектировщикам и изыскателям в этом смысле повезло больше, чем их коллегам-строителям. Впрочем, «повезло», наверное, не совсем правильное слово. Точнее было бы сказать, что инженеры, занимающиеся проектными и изыскательскими работами, проявили большую организованность и настойчивость. В итоге ряд поправок, которые были инициированы Национальным объединением проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ), вошли в финальную версию закона, принятого Госдумой.
Прежде всего, принцип получения допуска по региональному признаку не распространяется на проектные и изыскательские СРО. То есть, минстроевские чиновники были вынуждены прислушаться к мнению профессионалов и согласиться с тем, что проектный институт может, находясь в Санкт-Петербурге, разрабатывать проектную документацию для Владивостока. И наоборот.
В закон удалось ввести изначально отсутствовавшую в нём норму, разрешающую слияние двух СРО в одну. Также в новом законе декларировано размещение компенсационных фондов саморегулируемой организации на специальных банковских счетах, а также исключение их из конкурсной массы. То есть, даже в случае банкротства кредитной организации с денежками строителей будут разбираться отдельно. И шансы вернуть своё значительно возрастают.
Наконец, было услышано профессиональное сообщество и при рассмотрении вопроса о размере компенсационных фондов. Суммарный взнос в компфонд для организаций, выполняющих работы на сумму, не превышающую 60 миллионов рублей, составит 300 тысяч рублей (а не 500 тысяч, как прежде), при этом СРО имеют право пополнять второй компенсационный фонд за счёт средств, полученных от инвестирования средств компфонда возмещения вреда. Таким образом, СРО, добросовестно сохранившие свои средства, а также большинство членов СРО, которые сегодня имеют допуски до 60 миллионов рублей (таких около 85%), не должны будут вносить дополнительные средства в компенсационный фонд.
Кадры решают всё
Другой важный вопрос, стоящий на повестке дня – создание национального реестра специалистов строительной отрасли, куда должны войти, в частности, данные по главным инженерам и главным архитекторам проекта (ГИПам и ГАПам). По мнению чиновников Минстроя, в него должны войти около 130 тысяч специалистов такого уровня, чтобы технологические системы страны, и особенно её строительная отрасль, работали без проволочек.
Беда только в том, что такого количества высокопрофессиональных кадров (а ГИПы и ГАПы – это элита инженерного мира, без всяких кавычек) в России может просто не найтись. Например, союз архитекторов насчитывает 13 тысяч членов, некоторые из них уже не работают. Работающих в строительстве инженеров чуть больше. А ведь речь идёт не о том, чтобы наполнить списки, включая в них всех выпускников вуза, кто более-менее умеет держать в руках калькулятор и знает слово ГОСТ. Нужно ещё и следить за профессиональной квалификацией специалистов. По мнению координатора НОПРИЗ по СЗФО Александра Гримитлина, количество компетентных архитекторов и инженеров приближается к одной тысячи человек – то есть, не дотягивает даже до 1% от требуемого.
Прагматично настроенные эксперты предлагают внести изменение в закон, чтобы привести требование к числу специалистов в проектных, строительных и изыскательских СРО в соответствие с реальностью. Вместо того, чтобы заставлять строителей и проектировщиков «химичить» с документами и идти на нарушение закона ради красивой картинки в отчётах.
Тем временем специалисты комитета НОПРИЗ по технологическому проектированию объектов производственного назначения и транспортной инфраструктуры уже сформулировали обязанности ГИПа (42 обязанности) и по каждой обязанности определили требования к компетенции (70 компетенций), уровни компетенции, уровни самостоятельности и ответственности при её выполнении, а также разработали профиль ГИПа для оценки его компетенции. Иными словами, был написан некий канон, на который должно ориентироваться инженерное сообщество. В нём чётко прописано, за что и в каком объёме отвечает главный инженер проекта, что он должен знать и уметь на своей должности. Даже из приведённых цифр понятно, что случайных людей будут отсекать от профессии очень жёстко.
ГОСТ в законе
Ещё одно важное направление, которым из года в год занимается НОПРИЗ, – это техрегулирование, то есть разработка современных стандартов для строительной отрасли. Необходимость такой работы очевидна – нормативы, доставшиеся российским строителям от СССР, со временем устаревают, появляются новые технологии и материалы, активно идёт взаимодействие с деловыми партнёрами в дальнем зарубежье и на постсоветском пространстве.
На эти цели с 2010 года профессиональным сообществом было направлено более 800 миллионов рублей. На эти деньги были профинансированы труды по разработке большинства национальных стандартов и сводов правил, включённых в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; работы по разработке более 20 проектов межгосударственных строительных норм, которые будут обеспечивать соблюдение требований Технического регламента Евразийского экономического союза; работы по переводу и техническому редактированию всех 58 частей Еврокодов, разработан Терминологический словарь для национальных нормативных документов, реализующих Еврокоды. С воссозданием в 2013 году профильного федерального органа исполнительной власти – Минстроя России – эта работа получила дополнительное бюджетное финансирование.
В минувшем году в НОПРИЗ в инициативном порядке была разработана Концепция совершенствования технического нормирования и регулирования в строительной сфере. Причём, что существенно, прописаны в нём не только цели, задачи и благие пожелания, но и план мероприятий по их реализации. В июле документ был представлен на суд придирчивого профессионального сообщества, которое в целом его одобрило, однако, высказало немало замечаний и предложений, которые будут учтены в дальнейшей работе.
Эффект «одной крыши»
Помимо этих важнейших направлений, в Национальном объединении продолжили работать и над другими важными начинаниями. Среди них стоит выделить, например, продвижение типовых проектов, задача которых не сделать российскую застройку репликой хрущёвок, а дать инженерному сообществу лучшие образцы проектных решений. Чтобы ускорить и удешевить проектные и строительные работы, причём так, чтобы это не отразилось на их качестве для потребителя.
«В типовых проектах должны быть предусмотрены технические решения наиболее выигрышные по функциональным, техническим и экономическим показателям, позволяющие наиболее эффективно использовать капитальные вложения, широко применять индустриальные методы строительства», – считает глава НОПРИЗ Михаил Посохин.
Была продолжена работа над реестрами инновационных строительных материалов, импортозамещения и стандартов применения строительных материалов. Состоялся Всероссийский профессиональный конкурс на лучшие реализованные проекты, который по своему масштабу уже вышел на международный уровень. Среди лауреатов и победителей конкурса в этом году проектные коллективы из Армении, Казахстана, Беларуси.
А главное – НОПРИЗ вновь подвёл итоги состоявшегося два года назад объединения Национального объединения проектировщиков (НОП) и Национального объединения изыскателей (НОИЗ) под одной крышей. Вопреки мнению скептиков, которые говорили, что более состоятельные и сплочённые проектировщики задавят изыскателей, этого не случилось. Скорее наоборот, возник синергетический эффект о того, что представители единой профессии, которая до этого была искусственно разделена на две, теперь могут сообща защищать свои интересы.